Профессиограмма
Педагог-психолог
Дата публикации: 28.02.2022
Общая характеристика профессии
Педагог-психолог должен обладать следующими качествами:
Педагог-психолог проводит работу в образовательных учреждениях, направленную на сохранение психического здоровья и развитие личности учащихся и студентов. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактических мер, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь учащимся, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других психологических проблем. Проводит психологическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и при выборе соответствующего уровню психологического развития личности типа образовательной программы.
Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также формированию у молодежи способности к эффективному поведению в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и молодежи. Выявляет детей с задержками эмоционального и интеллектуального развития. Обследует и оказывает эмоционально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, в работе комиссии по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.
2. Требования к индивидуальны особенностямСовместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также формированию у молодежи способности к эффективному поведению в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и молодежи. Выявляет детей с задержками эмоционального и интеллектуального развития. Обследует и оказывает эмоционально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, в работе комиссии по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.
Педагог-психолог должен обладать следующими качествами:
- эмоциональная устойчивость;
- гибкость;
- способность понимать другого;
- словесно-логическое мышление;
- чувство языка;
- тактичность;
- чуткость;
- образная память;
- высокая концентрация и устойчивость; внимания;
- обратная речь.